|
Севильский цирюльник
"Севильский цирюльник" Пьера Огюстена де Бомарше напомнил о
здоровом площадном театре и временах Мольера. Огрубление игры,
разборчивые и повторяющиеся знаки, упрощенная фабула -
фарсовые и буффонадные приемы низкой комедии проводят здесь так, что
зал ложится от хохота. Cкоро сюда начнут ходить на
неотразимого Евгения Редько, чей Фигаро лучше Фигаро Андрея
Миронова , на Ирину Низину-Розину до кончиков пальцев и
края нижней юбки, и Елену Галибину - уморительную и нежную
Марселину.
Детский театр - всегда театр участия. И публика до шестнадцати
и старше неподдельно сопереживает раненной в ногу Марселине,
ковыляющей с костылем, Левилю, бегающему с ночной вазой, -
вездесущий Фигаро поставил ему некстати клизму.
Для многих происходящее на сцене - это историческая
мелодрама с элементами триллера, написанная заграничным автором,
которого мало кто читал: в обязательной школьной программе этой
пьесы нет, а на сцене "Цирюльник" не идет больше нигде.
Как ни странно, но давно всеми пересчитанные розовые лепестки
"легкой" комедии - любовь, честь, супружеская верность - непонятным
образом распускаются здесь новым свежим бутоном.
Слуга двух и более господ - популярная тема сегодняшнего дня.
Во французской драматургии слуги всегда играли важную роль:
Сганарель, Фигаро, Рюи Блаз. Фигаро - то здесь, то там - если и
обращается к графу Альмавиве (Алексей Мясников) "монсеньор", то
только потому, что так принято. В остальном же никакой дистанции не
соблюдает и подходит вплотную. Фигаро Евгения Редько - малый
себе на уме, посмеивающийся и над успехом, и над провалом своих
предприятий. Веселый и беспечный, как Арлекин, ловкий и умный,
как Бригелла, его Фигаро похож на потомка масок старой итальянской
комедии и играет такую же роль, как Чацкий у Грибоедова.
Ученик Марка Захарова режиссер Сергей Алдонин и потомственный
сценограф Михаил Бархин обозначены оба в программке как
постановщики. Возможно, поэтому сценическое пространство решено
неутомительно и почти без изъянов. Многофункциональность декораций
поражает воображение театрала, но выпускники средних школ,
поглощающие боевики пачками, не ведут и ухом. Зря. Уши надо беречь в
других ситуациях.
Формула Томаса Манна, не только утопическая, но и
скептическая, хорошо отражает сложности и амбиции массового
театра: "Театр - это возвышенное и детское
времяпрепровождение, выполняет свою самую прекрасную задачу, когда
он посвящает массу в народ".
|