|
Севильский цирюльник
"Севильского цирюльника" поставили в Молодежном
театре
МАЙЯ ОДИНА
У ПЬЕСЫ "Севильский цирюльник" господина
Бомарше есть вечная и удачливая соперница - "Женитьба Фигаро".
Вместе с оперой Россини она самым успешным образом и с завидным
постоянством оттесняет свою предшественницу. На фоне блестящего
"Фигаро" "Цирюльник" выглядит и тускло, и бедно. Юная Розина
проигрывает в изворотливости остроумной Сюзанне, воздыхающий
Альмавива пока слишком юн и неиcкусен в интригах, да и Фигаро еще не
так блестящ и велеречив. Судьба первой пьесы из трилогии Бомарше
как-то не задалась на драматической сцене. Увидеть "Цирюльника" без
сопровождения маэстро Россини со временем сделалось решительно
невозможно. Режиссер Сергей Алдонин - недавний выпускник мастерской
Марка Захарова - вздумал освободить Фигаро из оперного плена. И
место выбрал очень подходящее - Молодежный театр. Там все время
кого-нибудь из плена вызволяют. То Герду, то Снегурочку, то
воскрешают обериутов. Там в этом смысле место хорошее. Намоленное.
"Цирюльник" Сергея Алдонина начинается громко. Пусть тиха и темна
севильская ночь и чуток слух зануды Бартоле (Сергей Серов) - парочка
пушечных выстрелов не повредит. Еще не успел раскрыться занавес, как
школа Марка Захарова, обещая зрелище праздничное и бодрое, не медля
ни минуты, заявила о себе своими фирменными приемами - пальбой и
карнавалом. Слуги дона Бартоле, один другого чуднее, остервенело
сторожат дом. Альмавива (Алексей Мясников), вырядившись a la Сирано
де Бержерак - черный плащ и длинный нос, - бродит под окном Розины с
намерением, осуществить которое он все же опасается, петь серенады.
А когда является взъерошенный, рассерженный Фигаро (Евгений Редько),
то тишина и спокойствие окончательно прощаются со сценой РАМТа. Как
говорит мудрый цирюльник: "Надо выбирать: или любовь без покоя, или
покой без любви". Сергей Алдонин предпочитает беспокойство.
Комнатную, интерьерную пьесу он выносит на улицу. Там бродят смешные
оркестранты во главе с безумным дирижером, украшая спектакль изящной
феллиниевской цитатой. Разгуливают по Севилье разболтавшиеся слуги
деспота и ревнивца Бартоле, который всю свою бдительность
употребляет исключительно на то, чтобы стеречь пылкую Розину.
Влезает и вылезает во все щели длинный и гибкий Фигаро. Как статуя
Командора, расхаживает любитель звонких кошельков и пения дон
Базилио (Юльен Балмусов). Трепещет неопытный Альмавива и учится
изворачиваться бойкая Розина (Ирина Низина). Кутерьма устраивается
изрядная. Как в детской в момент подушечного боя. В ней как-то
незаметно растворяется легкая несуразность пьесы и стандартность
интриги. Режиссер наполнил спектакль множеством комических реприз и
зажигательных ритмов. То, как сверчки в ночи, возникнут кастаньеты,
то все затеют петь "сурка", то зазвенит клавесин, то Базилио со
знанием дела возгласит какую-нибудь мудрость в защиту Сальери,
музыканта и коллеги, вроде: "Антонио не убивал Амадея!". Сергей
Алдонин нашел то нужное равновесие, когда все придуманные шутки
интересны детям (не забудем, что действие происходит в Молодежном
театре) и приятны взрослым. Спектакль Алдонина можно смело
рекомендовать в качестве рецепта от скуки вослед известному
пушкинскому совету: откупорить шампанского бутылку иль перечесть
"Женитьбу Фигаро".
|