|
Севильский цирюльник
Российский академический молодежный театр (РАМТ) показал
премьеру спектакля «Севильский цирюльник» по пьесе Пьера Бомарше.
Это дебют на профессиональной сцене ученика Марка Захарова Сергея
Алдонина.
Напрасно все-таки некоторые скептики утверждают, что театральные
школы сегодня неотличимы друг от друга и что молодые режиссеры
учатся не столько у руководителей своих институтских курсов, сколько
у жизненных обстоятельств. Зря это говорят. Даже если заранее не
знать, что молодой режиссер Сергей Алдонин учился в гитисовской
мастерской Марка Захарова, его спектакль «Севильский цирюльник»
недвусмысленно выдает в дебютанте прилежного ученика худрука
«Ленкома». Может быть, особенно очевидно это оттого, что последним,
кто с размахом ставил в Москве Бомарше, был именно Захаров со своей
«Женитьбой Фигаро». Кстати, события «Цирюльника» как бы предшествуют
коллизиям «Женитьбы», гораздо лучше знакомой зрителю благодаря
телеверсии старого спектакля с Андреем Мироновым. И теперь
любознательный зритель может наконец узнать, каким образом граф
Альмавива при помощи Фигаро женился на своей Розине, одурачив ее
старого опекуна.
Алдонин действительно хорошо усвоил
некоторые принципиальные уроки мастера. Состоящие, в частности, в
том, что зрителя надо сразу чем-то заинтересовать, а потом уже не
давать опомниться ни на минуту, все время встряхивая, теребя и
развлекая в принудительном порядке. Поэтому персонажи без устали
дурачатся и несут всякую нахальную отсебятину, задействована
пиротехника, через сцену то и дело вихрем проносится оркестр; лишь
упомянутая в тексте экономка Марселина материализуется в виде
комической ядреной бабищи, доктора обзывают то педиатром, то
дерматологом, «тщетная предосторожность» (второе название пьесы)
трактуется как «напрасное предохранение» etc. Зрелище получается
гораздо живее бессмертной комедии Бомарше, которую, вообще-то,
сегодня без допинга не одолеешь.
Самое заметное отличие
ученика от учителя состоит в том, что Захаров не чужд разным
идейно-историческим аллюзиям вообще, а его Бомарше, в частности,
увенчивался залпом пушки и появлением обнаженной по пояс свободы на
баррикадах. Сергей Алдонин — из поколения next, он более прагматичен
и развлекает зал без всяких задних мыслей. Конечно, у федерального
РАМТа ленкомовских возможностей нет, поэтому все выглядит гораздо
скромнее, без навязчивого развратного шика. Однако вынужденные
потери эстетики, кажется, компенсированы приобретением в лице
актрисы Ирины Низиной, отлично играющей Розину.
Посмотреть
на хорошую актрису стоит любому, но у спектакля в целом все-таки
более узкий адрес. «Цирюльник» предназначен только тем, кто любит,
чтобы его сосредоточенно щекотали в четыре руки. «Я вся
обсмеялась»,— на лестнице школьница делилась впечатлениями с
одноклассницей. Критикам, в отличие от девушки, приятнее, когда
молодые режиссеры дебютируют с какими-нибудь амбициозными, пусть и
сумбурными идеями. С другой стороны, иногда приятно, что кто-то
усаживается за режиссерский столик только потому, что у него теперь
работа такая.
|