|
Визит Старой ДамыВИЗИТ В ПРОШЛОЕ
На сцене театра им. Станиславского в рамках Дней Швейцарии в России состоялась премьера спектакля «Визит старой дамы» по пьесе швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта.
Список организаторов этого проекта представлен тремя странами. Швейцария — художником-постановщиком Максимом Бови и самым известным художником по свету, техническим директором компании под руководством Мориса Бежара Кристофом Керли. Музыкальным режиссером спектакля выступила француженка Натали Плэже.
— Без ее понимания и поддержки, — признается режиссер Сергей Алдонин , — половина того, что есть, не получилась бы. Она делала все, чтобы двигать мою фантазию. В этом смысле Наташа оказалась для меня незаменимым человеком.
Питерские хореограф Николай Реутов и авангардист Владимир Бухинник шьют костюмы для главной героини. Продюсером спектакля выступила Нина Петрова, на счету которой одни из самых известных московских и питерских антреприз.
— Нина — абсолютно экстремальный человек, — говорит Алдонин . — Она берется за проекты, которые, по своей сути, не очень выгодны. А это означает, что я могу в своем спектакле задействовать молодых, еще не очень известных артистов.
Режиссер спектакля Сергей Алдонин — человек известный не только в театральных кругах, но и широкому зрителю. Поставив на сцене РАМТа «Севильского цирюльника» Бомарше и булгаковского «Мастера…» в театре Станиславского, он заявил о себе как режиссер нового поколения: смелый, темпераментный, эксцентричный и невероятно глубокий. Его спектакли выделяются из общей массы театральных работ и угадываются по неповторимому, только ему свойственному стилю.
— Для меня «Визит старой дамы» стал во многом знаковым спектаклем, — признался он. — Дело в том, что до начала работы над пьесой Дюрренматта я целый год ничего не ставил. У меня был период страшной внутренней усталости и опустошенности, когда театр вдруг перестал приносить удовольствие. Слава богу, он прошел, и для меня начался новый этап. Я чувствую, что выхожу на другой уровень. Речь идет и об уровне актеров, занятых в проекте. Главную роль в «Визите…» исполняет народная артистка России Антонина Кузнецова. Чтобы с ней работать, нужно быть мастером. Я не мастер, но она многое мне прощает.
На самом деле актеры Алдонину доверяют и больше всего боятся не оправдать его доверия. Команду он собрал известную: в его проекте работают народные артисты России Антонина Кузнецова, Владимир Коренев, Владимир Анисько, Юльен Балмусов и заслуженный артист России Борис Невзоров. В общей сложности Алдонин собрал актеров из шести трупп. При этом в его спектакле занята действительно талантливая, но пока еще не раскрученная (тем более для антреприз) молодежь. Но главное — достойная того, чтобы работать вместе с именитыми артистами. «У меня в „Визите…“ играют два замечательнейших молодых артиста — Сергей Рябцев и Илья Исаев. Оба из РАМТа (Российский Академический Молодежный Театр), обоих люблю и очень в них верю».
Поставить пьесу Дюрренматта Алдонин хотел уже давно. Еще во времена работы в Челябинской драме, где ставил «Зимнюю сказку» Шекспира.
Сергей Алдонин : «Я никогда не понимал, почему «Визит…» почти нигде не ставят. Ведь это очень точная и современная пьеса. Она, как любая классика, была, есть и будет всегда ко времени. «Визит старой дамы» — очень страшная, фантасмагоричная вещь. По уровню материала она приравнивается для меня к «Мастеру и Маргарите» Булгакова. В этой пьесе речь идет о том, как в одно мгновение меняется отношение людей друг к другу, к дружбе, к любви.
Я в первую очередь ставлю для молодежи, потому что за ней будущее. И моя нацеленность на молодое поколение сказывается и в ритмах спектакля, и в визуальном ряде, и в оформлении сцены, и в музыке. У меня в спектакле необычайное сочетание артистов разных поколений, школ и трупп. Признаться, я побаивался этого смешения. Слава богу, все случилось, как хотелось, как мечталось. Актеры в этом отношении универсальный народ. Они все равно найдут на сцене общий язык.
Главная героиня (Клара — Антонина Кузнецова), которая всего добилась в этой жизни, теперь, на ее исходе, невероятными усилиями пытается вернуть главное, что в ней было — любовь. У нее есть редкая возможность главную ситуацию в своей жизни проиграть заново. И она возвращается в свое незабытое, непрожитое прошлое. Но не одна, а вместе с бывшим возлюбленным (Илл — Владимир Коренев), для которого эти воспоминания оказываются единственно дорогими в жизни. Ничего лучше у него не было. Ведь каждый из нас, рано или поздно, но задумывается над тем, как он прожил свою жизнь, что было в ней главное — такой стремительной и безвозвратной, которую всегда хочется прожить набело.
Но дело в том, что среди этих воспоминаний Клара вернула ему не только забытую прелесть любви. Она заставила его заплатить за ту боль, горечь и отчаяние, с которыми она, брошенная и никому не нужная, уехала из этого города. Уехала, чтобы выжить. В результате — завоевала весь мир. Не овладела только одним — любовью, за которой и вернулась сюда 20 лет спустя.
Артист Владимир Коренев: «Одна из тем спектакля — за все в этой жизни нужно платить. И моему герою в лице старой дамы жизнь предъявила крутой счет. Справедливый, но сил заплатить по нему не найдется ни у кого».
Страшен не визит старой дамы (уже символический образ в спектакле), а то, что только с ее появлением мы начинаем задумываться о том, как мы прожили эту жизнь, что натворили, сколько сломали и разрушили. Только с ее визитом задумываемся над ценой жизни. Своей и чужой. И над ценой расплаты, которую, хочешь не хочешь, а заплатить придется.
|